,,

…Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Толстой Л. Н.

Поиск

20 апреля 1978-го. Карельская история корейского Боинга

Ровно 40 лет назад, 20 апреля 1978 года, советские ПВО сбили над Карелией пассажирский Боинг южнокорейской авиакомпании. Тот инцидент практически не получил огласки – в отличие от аналогичного, произошедшего 5 лет спустя над Сахалином, когда погибли 269 человек.

Ошибка или провокация?

Между тем истории с двумя сбитыми самолётами похожи друг на друга: так до конца и не выяснено, что стало причиной пересечения лайнерами воздушного пространства Советского Союза и почему экипажи никак не реагировали на требования изменить курс. Единственная разница – в первом инциденте пилотам удалось посадить подбитый самолёт, погибло лишь 2 пассажира, 13 – получили ранения.

Как всё это было? «Боинг-707» компании Korean Air Lines летел по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. На борту его было 109 человек: экипаж и 97 пассажиров – корейцы, японцы, французы, англичане. В районе Северного полюса самолёт резко повернул к границе СССР и плавно, по дуге, двинулся в сторону Кольского полуострова. По официальной версии корейской стороны, на борту вышел из строя один из приборов навигации – гирополукомпас.

Легенда, мягко говоря, не очень убедительная. По мнению очевидца событий, Владимира Гаврилюка, служившего в то время в должности старшего помощника оперативного отдела корпуса противовоздушной обороны, это был явно провокационный и разведывательный полет. «Я лично ознакомился с бортовым журналом и полетной картой, где был указан маршрут. В районе Северного полюса самолет резко повернул к границе СССР. Вообще, глупо было утверждать, что самолет «заблудился»: в то время «Боинг» был одним из лучших навигационно оснащённых самолетов мира и через спутниковую связь мог с помощью аппаратуры за считанные секунды определить свое местоположение. И ещё один немаловажный факт: командир лайнера – бывший полковник ВВС, а штурман – профессионал. Какое уж тут «сбились с курса». Явно проверяли бдительность Северного флота СССР».

Приказано уничтожить

Появление «Боинга» на радарах вызвало большой переполох в стане советских ПВО. Появившаяся было версия, что это «свой» самолёт, быстро отпала. В воздух поднялись пять Су-15, попытавшиеся принудить чужака к посадке. Это продолжалось почти 2 часа, но корейский экипаж упорно сопротивлялся.

Позже командир Ким Чанг Кью расскажет, что приказывал радистам связаться с истребителями, но те не смогли этого сделать из-за разницы частот. Перехватчиков он, якобы, тоже не заметил, потому что они подошли «не с той стороны». Эти слова очень эмоционально прокомментировал лётчик одного из пяти Су-15 капитан Александр Басов: «Да я воткнул ему в форточку хвост со звездой, а он, сволочь, морду отворачивал!»

 Тут надо сказать, что большинство участников перехвата считали самолет не пассажирским, а военным: «Боинг-707» имеет военные версии. 

В конце концов на земле было принято решение выпустить по самолёту ракету «воздух-воздух».

Согласно данных американского радиоперехвата,  Басов попытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60.
Первая из них прошла мимо, а другая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, осколками заклинило турбину одного из четырех двигателей.

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9000 м. и пропал с радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный «Боинг». Басов  не мог обнаружить и  следов пожара на земле.

На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла самолета — этот кусок планировал с большой скоростью и был воспринят советскими офицерами как крылатая ракета или кассета со шпионским оборудованием. Эта цель была сбита.

На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела никакой информации о судьбе и местоположении самолета.

Казнить нельзя помиловать

После обнаружения на место очень быстро прибыли советские военные. Пассажиров переодели в тёплые бушлаты, накормили и разместили в клубе воинской части. Через два дня на двух Ту-134 их отправили в Мурманск, далее на «Боинге» в Хельсинки.

Экипажу было предложено признать свою вину, принести свои извинения и просить помилования у Президиума Верховного Совета СССР. Так и случилось. Пилотов помиловали и выдворили за пределы страны. СССР предъявил Республике Корее счёт на 100 000 долларов для покрытия расходов на содержание пассажиров. 

Сам самолет был разобран и вывезен частями вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшском заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома войск ПВО Евгений Савицкий. Шпионского оборудования не нашли, вместо этого советских инженеров заинтересовала мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.
Никто из пилотов и командиров, принявших решение сбить нарушителя государственной границы, не был представлен к награде. Как впрочем и наказан. Действия ПВО признаны правильными.

Что послужило причиной ЧП в небе над Карелией 40 лет назад, достоверно неизвестно. Свою версию предложила на днях «Российская газета» : тогда, в 1978-м, дела между США и СССР пошли на лад, и кому-то позарез было надо сорвать этот процесс.

Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года сбил над Сахалином «Боинг-747» той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс «Нью-Йорк- Анкоридж-Сеул», и также уклонился от курса, зашел в советский воздушный простор над Сахалином. Все 269 человек на борту погибли.

Источник

Комментарии

Сходное

Два самолета колхозника Головатого.

15 декабря 1942 года начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации. Родился Ферапонт Головатый в селе Сербиновка на Полтавщине. Юношей ушел в Киев на заработки, работал вм...

«Никогда не видел такого хаоса, истерики и страха»( фото, видео 18+)

Теракт в Ницце: рассказы очевидцев Во время празднования Дня взятия Бастилии в Ницце 14 июля произошел теракт. 31-летний француз тунисского происхождения въехал на грузовике на набережную, полную л...

В 1917г. Петербург был полностью вырезан и до 1921 года стоял пустым

К сожалению, я потеряла записанные мною рассказы двух женщин, переживших Погром Петрограда. Естественно, если найду, то опубликую их.Пока пишу по памяти..                  РАЗСКАЗ ВАЛЕНТИНЫ.....
© 2014 Блог о ВОЙНЕ. Все права защищены.