,,

…Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Толстой Л. Н.

Поиск

ДЛЯ ТЕХ, КТО В ТАНКЕ

Сигналы механику-водителю можно передавать пиная его ногами по плечам, обогревать танк изнутри керосиновой лампой, а все сиденья делать фиксированными в расчёте на усреднённого бойца. Но лучше изучать эргономику — науку о приспособлении рабочей среды к человеку. О ней — а заодно и о повышении удобства и эффективности военной техники эта статья.

Такие уж мы, люди, нежные существа — для того, чтобы эффективно действовать, нам нужно есть, спать, дышать; желательно, чтобы вокруг было не слишком жарко и не слишком холодно, а атмосфера не была токсичной.

Так или иначе, вопросами эргономики оружия человечество занималось с древнейших времён, когда и слов-то таких не знали. Всерьёз проблема приспособления оружия и техники к человеку возникла во время Первой мировой. Размеры армий и потери выросли, а вооружение стало сложнее и существенно дороже. В таких условиях не приходилось рассчитывать, что все призывники будут гениями и сами освоятся с непростой техникой.

Mark I в разрезе

 

Чтобы управлять танком Mark I требовалось четыре человека. Водитель переключал скорости и управлял главным фрикционом (на понятном автолюбителям языке — сцеплением), командир управлял тормозами, а два помощника водителя переключали бортовые коробки передач. Простейшее действие — поворот танка — было результатом очень слаженной командной работы.

Но танк не просто так ездит. Он должен воевать. И одно дело, когда дорогущую боевую машину уничтожает противник в бою — это неприятно, но для того она и создавалась… лишь бы задачу выполнила. И совсем другое, если эта машина ломается из-за «человеческого фактора» даже не повоевав.

Мировая война дала прекрасную возможность провести исследования, проверить на практике некоторые теории, а главное, собрать колоссальные объёмы статистических и научных данных, которые никогда не собирались ранее.

Рабочее место стрелка в немецком танке A7V. За спиной двигатель, вокруг 23 товарища, голуби и
горы припасов и снаряжения

 

и основательнее всех к вопросу подошли авиаторы: всё-таки цена ошибки пилота куда выше, чем у экипажа бронированной машины. В авиации появились новые области знаний: например, авиационная медицина и психология, а также новые разработки, вроде авиатренажёров.

После войны работа продолжилась, а данные систематизировались. Вторая мировая ещё больше подстегнула учёных, и в период с 1940-го по середину 50-х военная эргономика окончательно сформировалась как самостоятельная область знаний. Даже сами по себе термины «эргономика» и «человеческий фактор» вошли в обиход именно в тот период.

Заряжающий в танке «Валентайн»

 

Исследования фокусировались главным образом на авиакосмической отрасли, причём некоторые открытия оказались настолько важны, что их взяли у лётчиков и стали применять в других родах войск, в том числе и в бронетанковых.

В конце 70-х, после серии авиакатастроф Национальный совет безопасности транспорта США предложил обучать экипажи самолётов по методике CRM (Crew Resource Management), а в 1996-м аналогичную методику предложили использовать для тренировки экипажей боевых машин, в том числе и танков.

В Советской России машины проектируют вас

«In Soviet Russia machines design you» (В Советской России машины проектируют вас), — так мог бы пошутить американец и был бы очень близок к истинному положению дел. Ситуация с созданием машин для людей и правда была настолько ужасной, что некоторые современные исследователи даже придумали специальный термин: «машинный феодализм». Это означает, что подход к проектированию в первую очередь учитывал характеристики машин, а людям приходилось под них подстраиваться.

Этот подход был рудиментом популярных когда-то идей Фредерика Тейлора, который считал, что человек — это «шестерёнка или гайка в большой машине».

Разумеется, в Советском Союзе знали о зарубежных исследованиях в области организации труда и эргономики, вели свои и даже кое-что использовали. Но теория — одно, а применять знания на практике — совсем другое, тем более, что вмешивались дополнительные факторы.

Во-первых, слабость некоторых областей советской промышленности. Если какую-то проблему не могли решить в КБ и на заводах, то её приходилось превозмогать советским военнослужащим.

Во-вторых, в СССР техническая сторона всегда доминировала над гуманитарной. За решением проблем «как впихнуть всё в танк с очень плотной компоновкой» вполне могли потеряться не менее важные вопросы, связанные с людьми: их физиологией или психологией.

Транспортер ТР-1 (ТР-26) на базе танка Т-26. Вы не поверите, но он предназначался для перевозки
14 десантников

 

И наконец, самый важный фактор. В разработку оружия часто вмешивалось политическое и партийное руководство страны. Невероятно, но если армейское двуначалие закончилось осенью 1942 года, то двуначалие в оборонке благополучно пережило войну и умерло только вместе с СССР.

В чём это выражалось? Например в том, что политические и партийные руководители могли «продавить» нужное решение или даже вид боевой техники. Могли вынудить военных или оружейников пойти по неверному пути, могли приказать начать производство «сырой» техники — просто, «чтобы не обидеть товарищей из братской республики». Даже назначение главного конструктора или инженера оборонного завода не обходилось без партийных органов.

Всё это в сумме (плюс личные амбиции руководителей и конструкторов) периодически порождало неудобные, а то и откровенно безумные решения. Например, увлечение «ракетными танками», компоновочная схема «все в башне» («Объект 911Б»), попытки сократить экипаж до двух человек или разместить механика-водителя в новом танке Т-64, отрезав его от остального экипажа боеукладкой.

Эксперименты с компоновочной схемой «все в башне» провалились из-за человеческого фактора: механик-водитель попросту терял «чувство машины» и направления.

Тем временем на загнивающем Западе

Глупо отрицать, что именно Запад стал «локомотивом» и в исследованиях, и в применении полученных результатов на практике. В США была мощная индустрия, производившая всё более сложные виды вооружений — например, тяжёлые бомбардировщики. Сложное оружие становилось всё дороже и требовало всё более квалифицированных специалистов для эффективного использования и обслуживания. В итоге спрос родил предложение и правительство стало финансировать исследования.

Одна из отличительных черт британской бронетехники — наличие бачка для кипячения воды.
Куда же британцы без чая!

 

К нашему времени накопилось огромное количество знаний и опыта, а мир даже в военной области гуманизировался.

Другая заметная тенденция: изменился характер военных действий, что в конечном итоге изменило и технику.

В начале 90-х в ряде исследований упоминалось:

«Конструкции нашей техники не решают напрямую проблемы, возникающие в конфликтах высокой интенсивности, где экипажи могут сражаться по несколько дней подряд. Необходимо уделить внимание сценариям, в которых экипажи могут сменяться, вести круглосуточное дежурство, спать, питаться и соблюдать требования личной гигиены»

К настоящему времени бронетехника сильно изменилась. Например, БТР и БМП выросли в размерах, внутри появились мини-кухоньки и даже биотуалеты.

Солдат сейчас — дорогое удовольствие. Его надо беречь.

На поле боя он должен приехать в боеспособном состоянии, а не полудохлый от жары, холода и шума; желательно, чтобы в процессе перевозки его позвоночник не ссыпался в трусы из-за тряски и вибрации.

Опционально устанавливаемый аппарат для приготовления пищи в немецком БТР «Боксер»

 

Количество оборудования и снаряжения у бойцов значительно увеличилось и продолжает расти. А в будущем военные, вероятно, будут использовать активные и пассивные экзоскелеты и бронекостюмы, что потребует ещё больших объёмов.

Туалет в немецком БТР «Боксер» . Невероятный прогресс по сравнению с каской или пластиковой
бутылкой

 

Источник

Комментарии

Сходное

Журнал Зулихан: «За Украину воюет много чеченцев»

Здравствуйте, я на какое-то время снова здесь. Жива, не ранена, муж тоже. Спасибо всем, кто переживал за нас. Большой привет всем, кто писал, что меня убили )) Никто из нас не погибнет, пока Все...

Начало военной операции в Сирии

  Российские ВВС сегодня, 30/09/2015 нанесли первый авиаудар по Сирии, сообщило наше Министерство Обороны. Пишут, что бомбили неподалеку от города Хомс. Сегодня утром Совет Федерации разрешил ...

Оружие спецназа (часть 3)

РГС-50М РГС-50М Ручной гранатомет РГС-50 выпуска 1980х годов Ручной гранатомет РГС-50М современного выпуска Ручной гранатомет РГС-50М, ствол откинут для перезарядки ...
© 2014 Блог о ВОЙНЕ. Все права защищены.