,,

…Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Толстой Л. Н.

Поиск

Ледяной ад арктических конвоев.

31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

001-d8f547f24a016d39a0c4132cb7312aab

Союзный конвой на пути в Советский Союз. Снимок сделан с британской летающей лодки «Сандерленд»

Это незнакомое слово — ленд-лиз…

В годы войны Мурманск не только  героически сражался,  чтобы не допустить врага на Север. В  городе лечили раненых,  выпускали оружие, моряки Тралфлота  выходили в море, несмотря на немецкие подводные лодки и самолеты, ловили рыбу.

В  порт Мурманск приходили полярные конвои союзников – США и Великобритании.

Уже в первых боях 1941 года Красная Армия понесла огромные потери. К середине июля 1941 года были сожжены или захвачены до 6000 самолетов, 10.000 танков, 60.000 автомобилей, погибло более 2,8 млн. человек. Были разрушены предприятия, производящие 1/3 продукции всей страны. Страна оказалась перед угрозой капитуляции.

От капитуляции СССР могло спасти либо стремительная мобилизация всего, что могло служить обороне, либо помощь со стороны иностранных государств. Самым лучшим было сочетание двух этих факторов.

Поэтому уже 27 июня 1941 года начал обсуждаться вопрос о проведении совместных операций СССР и Великобритании в районе Мурманска и Петсамо (Печенги), а с августа 1941 года начался обмен данными и метеосводками, а также образцами вооружения.

Итогом работы стало принятие закона о ленд-лизе союзниками СССР — Великобританией и США. Словосочетание ленд-лиз (lend-lеаsе) происходит от английских слов lеnd — давать взаймы и lеазе — сдавать в аренду. Теперь глава государства мог передавать, обменивать или давать взаймы СССР военную технику, оружие, боеприпасы, продовольствие и т.д.

По программе ленд-лиза предполагалось, что СССР будет получать ежемесячно более 500 тонн грузов водным путем, для чего требовалось не менее 100 современных судов. США фактически отказались участвовать в перевозках, предоставляя только грузы и суда. Сам СССР не мог перевезти и пятой части. Поэтому Великобритания, как крупнейшая морская держава, занялась проводкой караванов.

Маршруты полярных конвоев

57-05d7b461c4118d3ac5991633e07c4e8b

Карта зоны проведения конвойных операций

Но возник вопрос: по какому маршруту доставлять грузы? Традиционные пути через Тихий океан, Дальний Восток и Персидский залив не подходили из-за большой удаленности. Самым коротким и удобным был северный маршрут через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. Суда проходили это расстояние за 10-12 суток. Удобство порта Мурманска по сравнению с Архангельском было бесспорным. Порт был незамерзающий.

anson-4xub4vr8k8sgc8ksco0woksoo-ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4-th

Обледенение стволов орудий главного калибра английского линкора «Энсон» (HMS Anson) во время операции по сопровождению конвоя в арктических водах.

Первые 8 караванов пришли в Архангельск, а следующий – PQ-8 – пришел уже в Мурманск в середине января 1942 года, потому что архангельский порт замерз.Однако самый короткий и удобный путь был одновременно и самым опасным.

Схема проводки судов была такова. Первыми на маршрут вылетали самолеты-разведчики, они снабжали конвой разведывательными и метеорологическими данными. Потом высылались суда охраны из эсминцев и сторожевых кораблей. С воздуха караван прикрывала морская авиация (6-8 самолетов).

Английские летчики-защитники Заполярья

00006005

Английские летчики, прикрывавшие союзные конвои с воздуха, 1944 г.

После потерь 1941 года упор был сделан на поставку самолетов, пусть и не самых лучших. Так в России появились самолеты марки «харрикейн». Для обучения русских летчиков и действий на Русском Севере в конце июля 1941г. была сформирована специальная авиачасть — 151 полк. Большинство английских летчиков, входивших в это авиакрыло, даже не знало, куда их направляют и где находится Мурманск.

1420125249_3

Английские летчики сражались а Заполярье до осени 1942 года. Они сбили 16 немецких самолетов и обучили русских летать на «харрикейнах». Уже через неделю известный летчик Сафонов освоил новую машину, его полеты на английском самолете поражали союзников, он выполнял в воздухе такие фигуры, которые англичане и не пытались делать. Они выходили на летное поле и непрерывно скандировали: «Сафон! Ол райт! Вери гуд, Сафон!» Наши авиаторы даже перевооружили английские «харрикейны»: заменили вооружение, не выдерживающее русских морозов.

safonov-e6hoq2fffu8s4080ogs0ssskg-ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4-th

Герой Советского Союза командир 4-й авиаэскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота капитан Б.Ф. Сафонов с группой британских летчиков из 151-го авиакрыла. На заднем плане справа — британский истребитель «Харрикейн».

Русские и английские летчики защищали от воздушного нападения Мурманск, и прежде всего мурманский порт, где разгружались суда конвоев. Действовали они очень успешно. Так, 14 апреля 1942г. на Мурманск шли 76 фашистских самолетов, из которых прорвались 16. А 31 мая 1942 г. в налете участвовали 65 самолетов, никто из них до Мурманска не долетел.

Интересна история названия конвоев, начиная со второго (первый носил название «Дервиш»). Официальный литер РQ был дан по инициалам одного из офицеров Адмиралтейства Великобритании — Питера Квиллина (Реtег Quellyn – РQ). Так назывались в целях конспирации союзные конвои, следующие в Мурманск. Караваны, идущие обратно, именовались QP.

«Покоритель Северного полюса» в мурманском порту

matilda_550

Конвои разгружали в мурманском порту, где уполномоченным по перевозкам был назначен Иван Папанин. Вот несколько фактов из жизни торгового порта.

Едва началась разгрузка, выяснилось, что портовые краны не справляются с тяжелыми грузами. Можно было бы использовать обычную грузовую стрелу с американского транспорта. Но как договориться с союзниками?

Папанин, облюбовав стрелу, отправился в гости на американское судно.   «Покоритель Северного полюса, известный всему миру полярник желает посетить американское судно»,- сообщил его адъютант. В установленное время Папанин при всех регалиях сидел в капитанской каюте. В итоге грузовую стрелу Папанин получил.

Чтобы спасти порт от немецких летчиков, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями,  а чуть подальше,  на второстепенных путях и причалах, устанавливали поломанные  и  порожние  вагоны,  или,  как  их тогда называли, «фальшвагоны», которые и подставляли под бомбы.

Специалисты подсчитали, что взрывчатых веществ и боеприпасов, находившихся в те дни в порту, было достаточно, чтобы понять в воздух все причалы, склады и пароходы у пирсов. А если учесть, что у одного из причалов стоял американский транспорт с нитротолуолом, то получается, что решалась судьба значительной части Мурманска.

Реквием каравану PQ-17

rk-172_550

Немцы то ли «проглядели» первые конвои, то ли их силы были нацелены на другие объекты, но до декабря 1941 года потерь в конвоях почти не было. Первая атака конвоя РQ-6 была предпринята только 20 декабря 1941 года.

Один из самых трагических конвоев — конвой РQ-17. Он вышел из Рейкьявика 27 июня 1942 года в составе 35 транспортов и трех судов-спасателей. В ближнем прикрытии шло 20 кораблей. Ненастная  погода  позволила  конвою скрытно продвигаться  в течение первых четырех дней.

Утром 2 июля состоялся первый налет на конвой. Следующей атаки ожидали только после 5 июля. Кораблям прикрытия был дан приказ рассредоточиться и двигаться к российскому порту. Оставленные почти без охраны в условиях «белых ночей», транспортные суда стали легкой добычей для немецких самолетов и подводных лодок.

5   июля   сигналы   бедствия   поступили   с   13   судов,   на следующий день погибли еще 2 судна. Остальные 6 судов были выслежены   и   торпедированы   в   последующие   4   дня.   Из   34 транспортов дошло 11, погибло около 200 торговых моряков и ни одного из группы кораблей прикрытия.

konvoy_pq_17_islandiya_may_1942-e2tjvwq0v3coowk0g8o0wogw8-ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4-th

Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда. Слева британский эсминец «Икар» (HMS Icarus), за ним советский танкер «Азербайджан».

О гибели арктического конвоя рассказывается в повести известного писателя Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Вот описание гибели конвоя глазами его участника – юнги- радиста судна «ТАМ-216».

«Я хорошо помню этот момент.  Акустик вдруг крикнул, что засек шум винтов. Мы пошли на лодку, готовя к залпу «ежики» с бомбами. Никакого следа от торпеды мы не видели. Взрыв раздался, и все полетело к чертовой бабушке. Корпус деформировало. Наш «тамик» мелко дрожал.

Я взял радиопереноску и стучал в эфир, что торпеда не дала следа. Новая немецкая торпеда, не оставляющая следов на воде… Командир велел побросать за борт понтоны. Мы с Колей остались. Мы были еще нужны… Я работал на ключе, а он выпускал в небо ракету за ракетой. Мы надеялись, что нас заметят с эскорта. Корабль вдруг стало трясти. Тогда командир велел и нам, юнгам, покинуть палубу. Понтоны с нашими людьми качало уже вдалеке.

— И ушли все, кроме командира? — спросил я снова.
— Что ты! В рубке остались офицеры. Не покинули пушек и два комендорских расчета.
Мы погрузились в воду и поплыли.

— Вы плыли рядом?
— Все время. Но я, как более сильный, метра на два впереди Коли. Я часто оглядывался и вдруг увидел, как из воды — ну совсем рядом со мной! — вырвалась рубка подлодки. Два наших расчета открыли огонь с палубы. Врезали точно по рубке. После чего немцы сразу ушли под воду. Из-под воды они саданули вторую торпеду… Поднялся огненно-рыжий столб, в котором погибли все ребята. Тогда лодка всплыла вторично, и я не сразу понял, что нас обстреливают из пулеметов».

gibel_550

Как помогали конвои

Несмотря на большие потери, риск был оправдан. За два года полярные конвои доставили в СССР 61% всех грузов, ввозимых из-за рубежа. Ввозилась не только военная техника и боеприпасы, но и промышленное оборудование, и сырье. Так, оборонные отрасли СССР до 1942 года работали только на американских поставках.

Особую роль сыграли продовольственные поставки для северных городов. Только в Архангельске умерло от голода 20 тысяч человек,а если бы не 10 тысяч тонн канадской пшеницы, умерло бы и больше.

Союзные конвои доставляли письма поддержки и книги. По всей Америке собиралась литература, чтобы морально поддержать русских. На каждую книгу наклеивалась надпись — «Героическим людям Советского Союза», а также надписывались имена людей или название организации, подарившей книгу. Эти необычные подарки хранятся сейчас в Мурманской областной библиотеке.

Источник http://murmansk-nordika.blogspot.com/2012/06/blog-post_27.html

Комментарии

Сходное

Приключения ядерного чемоданчика

30 лет назад (6 июня 1984 года) в СССР произошло историческое событие, о котором знали только несколько десятков человек - на вооружение было принято самое грозное оружие - ядерный чемоданчик. В чрев...

Орудие-призрак: В существование этой пушки советская разведка не верила до конца войны.

  В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в...

Донецк. Бомба залетела в школу, есть погибшие. (фото 18+)

В школе погиб один учитель, один боец ополчения и один, пришедший со своим ребенком - отец. Дети не пострадали, во время начала обстрела все спрятались в убежище. ...
© 2014 Блог о ВОЙНЕ. Все права защищены.