,,

…Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Толстой Л. Н.

Поиск

«Божественный ветер». Полет в один конец

  

Летчики-камикадзе перед вылетом

 

19 октября 1944 года на осажденных американцами Филиппинах состоялось историческое совещание под руководством вице-адмирал Такидзиро Ониси. Перед Ониси, назначенным командовать Первым воздушным флотом Японии, была поставлена задача предотвратить американское вторжение на Филиппины, где был сосредоточен японский флот.

Задача была невыполнима: в распоряжении Ониси было около тридцати легких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero»  и нескольких бомбардировщиков «Mitsubishi G4M» . Американцы имели многократное превосходство в воздухе, что ставило под угрозу базирующийся на Филиппинах японский флот, в том числе два суперлинкора «Ямато» и «Мусаси».

Имевшийся у Ониси воздушный флот был фактически бессилен против американских авианосцев.

В создавшейся безвыходной ситуации было принято  решение — нагружать истребители авиабомбами и направлять из на таран с авианосцами. Направленный точно на палубу авианосца самолет, начиненный взрывчаткой, невозможно остановить — он выполнит свою функцию, даже если летчик будет убит огнем зенитных орудий.

На следующий день на Филиппинах была создана «Камикадзе Токубецу Когекитай» — «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра». В камикадзе зачислялись исключительно офицеры-добровольцы.

Термин «камикадзе» напрямую связан с национальной религией японцев — синто (яп. «путь богов»), ведь японцы, как известно, язычники.  Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия- основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Самурайские традиции гласили, что жизнь не вечна, а воин должен был умирать с улыбкой, бросившись без боязни в скопление врагов, что и было воплощено в духе камикадзе. У летчиков-смертников тоже были свои традиции. Они носили ту же форму, что и обычные пилоты, только единственное отличие было в том, что на каждой из 7-и пуговиц было выбито 3 лепестка сакуры. Неотъемлемой частью стала символическая повязка хатимаки (такую же иногда носили и кадровые пилоты), на которой изображался либо солнечный диск хиномару, либо на ней была выбита какой-нибудь мистический слоган. Наибольшее распространение получил лозунг: «7 жизней за императора».

Еще одной традицией стал глоток саке перед самим взлетом. Если вы смотрели «Перл-Харбор», то наверняка замечали, что и другие пилоты следовали тому же принципу. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским (и вообще — восточно-азиатским) поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Помимо прощального глотка саке пилоту-смертнику выдавали коробочки с едой (бенто), с 8-ю рисовыми шариками (макидзуси). Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

25 октября 1944 года состоялась первая в истории атака камикадзе на американский флот. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», – потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили широко распространить по всей воюющей Японии.

К концу 1944 года были сформированы четыре соединения камикадзе — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Участие в атаках камикадзе стало делом чести для каждого японского летчика. К моменту капитуляции Японии более половины всех летчиков состояли в подразделениях камикадзе.

Как правило, летчику-камикадзе давали изношенный в боях, но вполне исправный истребитель «Zero». Вопреки распространенным мифам, камикадзе учили достаточно хорошо, в том числе и посадке. Ведь смерть не была самоцелью камикадзе — целью было уничтожение врага. Также является мифом то, что у самолетов после взлета сбрасывались шасси, чтобы не дать возможности вернуться. Также миф и то, что горючего в самолет заливалось только на дорогу «туда»: если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до сегодняшнего дня.

Первые действия камикадзе произвели на американцев ошеломляющий эффект. Падающий на корабль самолет вызывал панику. Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка». Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Однако вскоре выяснилось, что невысокая подготовка камикадзе не позволяет им вести воздушный бой, и японские смертники становились легкой добычей американских истребителей еще на подлете к цели.

Действия камикадзе привели к еще одной проблеме — массовым потерям основного японского истребителя «Zero». К ноябрю 1944 года в Японии экстренно разработали самолет, предназначенный специально для камикадзе — «Yokosuka MXY7 Ohka» («Цветок сакуры»). Это был управляемый самолет-снаряд — крылатая бомба с ракетным двигателем. Самолет представлял собой деревянный планер с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Самолет не имел взлетных двигателей и посадочных шасси, поднимался в воздух самолётом-носителем и отделялся от него в прямой видимости корабля противника. После наведения на цель камикадзе включал реактивные ускорители, которые разгоняли самолет до высокой скорости.

«Ohka» была малоуязвима для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Само собой, изменилась и суть летчиков-камикадзе — обратного билета для него уже не было.

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолетов с пилотами-смертниками.

Однако и «Ohka» не спасла Японию. Носители самолетов-снарядов, бомбардировщики «G4M» были медлительными и беззащитными перед американскими истребителями. Их массово сбивали еще до того, как они выходили на прямую видимость с целью и запускали самолет-снаряд. Однако , сама разработка самолета-снаряда «Ohka» была весьма серьезным прорывом в военных технологиях — фактически «Ohka» представляла собой современную противокорабельную ракету, с той разницей, что вместо компьютера ей управлял человек.

Всего за время войны было произведено 850 снарядов «Ohka». Почти все они были уничтожены еще до подлета к цели, обнаруженные имевшимися у американских кораблей радиолокаторами. Низкая эффективность снарядов «Ohka» вызывала насмешку у американских моряков, и даже в официальных документах снаряд назывался жаргонным японским словом «Бака» — «болван».

В январе 1945 года был разработан еще один специальный самолет для камикадзе — «Nakajima Ki-115 Tsurugi» («Меч»). Это был максимально дешевый и упрощенный самолет, рассчитанный на один полет. Самолет оказался крайне сложен в управлении. Всё вооружение самолета составляла одна авиабомба весом до 800 кг, которая размещалась под фюзеляжем, частично утапливаясь в нём. Все приборы управления были упрощены до предела, какие-либо средства внешней связи отсутствовали. Всего было произведено 105 экземпляров «Цуруги», но в боевых действиях ни один из них не успел принять участия.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 летчиков-камикадзе, еще 1387 предоставила армия. Число добровольцев в камикадзе было втрое больше, чем самолетов в императорской Японии. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. В самоубийственных атаках в 1944—1945 годах погибли 2525 морских и 1388 армейских лётчиков.

Горит «Саратога» — три удара камикадзе привели к потере 36 самолетов авиакрыла, была разрушена вся носовая часть, погибло 123 моряка
Завалы на палубе HMS Formidable. От мощных сотрясений лопнул паропровод ГЭУ, упала скорость, вышли из строя радары — в самый разгар боя корабль утратил боеспособность
Авианосец «Хэнкок» после атаки камикадзе

 

После капитуляции Японии идеолог камикадзе вице-адмирал Такидзиро Ониси совершил харакири — ритуальное самоубийство. Отказавшись от помощи ассистента, он умер после 12-часовой агонии 16 августа 1945 года.

Источник http://newsbabr.com/print.php?IDE=129977

Комментарии

Сходное

Боевые айсберги

«Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни, такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал». Слова библейского пророка Аввакума как никакие другие подхо...

Бурят

Интервью с российским танкистом, который вместе со своим батальоном был командирован сражаться за Дебальцево Доржи Батомункуев, 20 лет, 5 отдельная танковая бригада (Улан-Удэ), воинская часть № 461...

Павшие. Пропавшие.

Я не претендую на сенсационные сведения.  Не хочу  обвинять, разоблачать, бичевать, призывать к ответу. Сведения и информация, которые я изложу,  направлены исключительно на то, чтобы т...
© 2014 Блог о ВОЙНЕ. Все права защищены.